(1762/63—1828)
Малюткой отданный в московский Воспитательный дом (существовали даже в XVIII веке такие учреждения прежде всего для солдатских детей), будущий портретист Степан Степанович Щукин через некоторое время обнаружил склонность к рисованию. Успехи воспитанника заметили, и он был переведен в петербургскую Академию художеств. В Академии молодой Степан Щукин под руководством самого Д.Г. Левицкого постигает портретную живопись (1776—1782).
После окончания высшего художественного заведения с большой золотой медалью художник едет шлифовать свое мастерство в Париж в качестве пенсионера Академии. По возвращении в Петербург (1786) С. Щукин уже в 1788 году становится руководителем портретного класса Академии, хотя только в 1797 году за «Портрет Павла I» удостаивается звания академика. Видимо, знакомство с венценосной особой способствовало тому, что в 1802 году художника избирают в Совет Академии художеств. Впрочем, успехи С.С. Щукина на преподавательском поприще внушительны, а потому его избрание выглядит вполне заслуженным и без ссылок на указанное знакомство.
Не прекращает живописец и практической деятельности. Помимо портретов он занимается миниатюрой (одно время возглавляет в Академии класс миниатюрной живописи) и принимает участие в написании образов для Казанского собора в Петербурге. Его деятельность «пользы отечества для» заметна и в последующие годы. Его ученики (а среди них такие, как А. Варнек, В. Тропинин, Ф. Солнцев) несли в себе нечто полученное от своего учителя С.С. Щукина.